Часто задаваемые вопросы


О принятии решения о приеме на службу в органы внутренних дел гражданина, близкие родственники которого имеют судимость

Действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации наличие судимости у близкого родственника к числу обстоятельств, препятствующих поступлению на службу в органы внутренних дел, не отнесено.

Вместе с тем в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» профессиональный психологический отбор гражданина на службу осуществляется для определения способности указанного гражданина (далее – кандидат) по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, а также для выявления факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения (далее – факторы риска).

Критериями определения категорий профессиональной пригодности являются уровень развития личных и деловых качеств кандидатов, необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудника органов внутренних дел, наличие или отсутствие факторов риска.

Одним из факторов риска, подлежащими выявлению в ходе комплексных обследований, является наличие противоправных контактов с лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость.

Таким образом, наличие судимости у близких родственников кандидата в качестве компрометирующих материалов является одним из факторов (но не определяющим) поступления гражданина на службу в органы внутренних дел.

Также пунктом 41 Инструкции о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 18 июля 2014 г. № 595, установлено, что в случае получения по результатам проверки достоверности сообщенных кандидатом сведений данных о наличии судимости у его близких родственников решение о приеме его на службу принимается соответствующим руководителем индивидуально, с учетом тяжести совершенного преступления, степени родства, взаимоотношений и частоты общения, материальной или иной зависимости кандидата, характера предстоящей службы в органах внутренних дел.

Какое специальное звание должно быть присвоено сотрудникам органов внутренних дел, которые до поступления в период обучения в очной адъюнктуре (докторантуре) образовательного или научно-исследовательского учреждения МВД России?

В соответствии с частью 5 статьи 41 Закона о службе слушателю, адъюнкту, докторанту в период обучения по очной форме в образовательном учреждении высшего профессиональaного образования МВД России либо в очной адъюнктуре (докторантуре) образовательного или научно-исследовательского учреждения МВД России очередные специальные звания до полковника полиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции включительно могут присваиваться в соответствии с должностью в органах внутренних дел, которую он замещал до поступления на обучение, при соблюдении условий, установленных названной статьей. Таким образом, указанная норма как исключение из общего правила, установленного частью 3 статьи 43 Закона о службе, предполагает установление предельного специального звания не в соответствии с замещаемой должностью, а согласно должности, которую сотрудник замещал до поступления на обучение. При этом указанная норма не устанавливает ограничения, что предельное специальное звание соответствующего вида (полиции, внутренней службы или юстиции) по должности адъюнкта (докторанта) должно соответствовать виду специального звания согласно ранее замещаемой сотрудником должности до поступления на обучение. Указанный вывод соответствует и части 9 статьи 41 Закона о службе, запрещающей установление иных, не предусмотренных Законом о службе условий присвоения специальных званий

Кроме того, частью 8 статьи 41 Закона о службе установлено, что сотруднику органов внутренних дел, переведенному в другое подразделение, для сотрудников которого установлены иные специальные звания, специальное звание присваивается в порядке, установленном Министром внутренних дел Российской Федерации (за исключением специальных званий высшего начальствующего состава). При этом новое специальное звание не должно быть ниже имеющегося у сотрудника специального звания, а срок выслуги в предыдущем специальном звании учитывается для присвоения очередного специального звания.

Согласно подпункту «с» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» в состав полиции входят подразделения, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников полиции, к числу которых относятся образовательные учреждения МВД России. Более того, в соответствии с  частью 3 статьи 38 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ
«О полиции» курсанты, слушатели, адъюнкты и докторанты, руководящий и профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также адъюнкты и докторанты научно-исследовательских учреждений МВД России считаются проходящими службу в полиции. При этом сотрудникам полиции с учетом положений статьи 26 Федерального закона «О полиции» присваиваются специальные звания сотрудников полиции.

Таким образом лицам, проходящим службу в образовательных учреждениях МВД России, в том числе адъюнктам (докторантам), обучающимся по очной форме обучения, как сотрудникам, проходящим службу в подразделениях полиции, должны присваиваться специальные звания сотрудников полиции. Присвоение специальных званий сотрудникам, которые до поступления на обучение по очной форме в адъюнктуру (докторантуру) образовательных учреждений МВД России имели специальные звания внутренней службы или юстиции, производится в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона о службе. Специальное звание (но не выше полковника полиции) по замещаемой ими должности адъюнкта (докторанта) присваивается согласно должности, которую они замещали до поступления в адъюнктуру (докторантуру), в том числе и в случае, если по данной должности предусматривались специальные звания внутренней службы или юстиции.

О порядке предоставления отпуска по личным обстоятельствам в соответствии со статей 63 Закона о службе

В соответствии с частью 1 статьи 63 Федерального закона от
30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе) сотруднику органов внутренних дел при стаже службы в органах внутренних дел в календарном исчислении 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел либо в год увольнения со службы в связи с состоянием здоровья или в связи с сокращением должности в органах внутренних дел предоставляется по его желанию отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия. Указанный отпуск предоставляется также сотруднику, проходящему службу в органах внутренних дел после достижения им предельного возраста пребывания на службе и не использовавшему этот отпуск ранее. Отпуск предоставляется один раз за период прохождения службы в органах внутренних дел.

Названной нормой Закона о службе определены условия, при наличии которых сотрудник имеет право на предоставление отпуска по личным обстоятельствам.

Полагаем, что содержащаяся в части 1 статьи 63 Закона о службе норма о возможности предоставления сотруднику отпуска по личным обстоятельствам после достижения им предельного возраста пребывания на службе и не использовавшему этот отпуск ранее носит безусловный характер и связывает возможность предоставления данного отпуска лишь с самим фактом достижения сотрудником установленного частью 1 статьи 88 Закона о службе предельного возраста пребывания на службе. При увольнении сотрудника со службы в органах внутренних дел отпуск по личным обстоятельствам предоставляется в случаях, установленных частью 11 статьи 56 Закона о службе.

О категориях должностей, на которые могут быть назначены сотрудники, отчисленные с последнего курса образовательного учреждения, и имеющие неполное высшее профессиональное образование.

В соответствии с частью 5 статьи 27 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон об образовании) в Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы):

основное общее образование;

среднее (полное) общее образование;

начальное профессиональное образование;

среднее профессиональное образование;

высшее профессиональное образование – бакалавриат;

высшее профессиональное образование – подготовка специалиста или магистратура;

послевузовское профессиональное образование.

Пунктом 1.2. Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов, утвержденной приказом Минобрнауки России от 10 марта 2005 г. № 65, установлено, что диплом о неполном высшем профессиональном образовании выдается студентам (слушателям), прервавшим обучение и успешно освоившим часть основной профессиональной образовательной программы в объеме не менее первых двух лет в соответствии с учебным планом вуза по очной форме обучения.

Ни в Законе об образовании, ни в иных нормативных правовых актах Российской Федерации вопросы соотношения неполного высшего профессионального образования со средним профессиональным образованием не регламентированы. Неполное высшее профессиональное образование к среднему профессиональному образованию не приравнено.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе) квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего (полного) общего образования, для должностей среднего начальствующего состава – образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава – высшего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Согласно части 1 статьи 27 Закона об образовании образовательное учреждение или научная организация выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации. В силу части 4 статьи 27 Закона об образовании указанные в документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании квалификации дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу.

Таким образом, определение категории должностей, на которые могут быть назначены сотрудники органов внутренних дел, отчисленные с последнего курса образовательного учреждения высшего профессионального образования МВД России по основаниям, не препятствующим дальнейшему прохождению службы, должно производиться в зависимости от имеющего у лица образовательного ценза, подтвержденного соответствующим документом об образовании (аттестат о среднем (полном) общем образовании, диплом о среднем профессиональном образовании, диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра) с соблюдением требований части 2 статьи 9 Закона о службе.

О выплате денежного довольствия и единовременного пособия при увольнении сотрудникам органов внутренних дел, зачисленным в распоряжение в 2011 году

Согласно статье 161 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-I (далее – Положение о службе), на период нахождения в распоряжении органов внутренних дел сотруднику сохраняется денежное довольствие в размере оклада по ранее замещаемой должности, оклада по присвоенному специальному званию, процентной надбавки за выслугу лет. При этом сотруднику могут производиться и другие выплаты из состава денежного довольствия, с учетом фактически исполняемых служебных обязанностей.

В соответствии с частью 1 статьи 97 и статьей 98 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе) с 1 января 2012 года Положение о службе в отношении сотрудников не применяется.

В настоящее время вопросы зачисления сотрудника в распоряжение и его социальной защищенности определены в статье 36 Закона о службе.

Частью 16 статьи 36 Закона о службе установлено, что денежное довольствие сотруднику в период нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения выплачивается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 23 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  (далее – Закон о социальных гарантиях) за сотрудником, находящимся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или организации до истечения срока, определенного федеральным законом, регулирующим прохождение службы в органах внутренних дел, сохраняется денежное довольствие в размере должностного оклада по последней замещаемой должности и оклада по специальному званию, а также ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет). При этом такому сотруднику в зависимости от объема выполняемых им служебных обязанностей могут быть установлены и иные дополнительные выплаты.

Таким образом, сотрудникам, зачисленным в распоряжение в 2011 году, в 2012 году выплачивается сохраненное денежное довольствие с учетом сохраненных в 2011 году размеров окладов.

При увольнении со службы в органах внутренних дел согласно части 7 статьи 3 Закона о социальных гарантиях сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет
20 лет и более, выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет менее 20 лет, – в размере двух окладов денежного содержания. С учетом вышеизложенного сотрудникам, зачисленным в распоряжение в 2011 году, единовременное пособие исчисляется исходя из сохраненных размеров окладов денежного содержания.

В рамках законодательно установленных сроков нахождения сотрудников в распоряжении соответствующие руководители (начальники) подразделений центрального аппарата МВД России, его территориальных органов, организаций и подразделений обязаны принять меры по назначению сотрудников на должность или их увольнению со службы в органах внутренних дел. Также обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что в связи с принятием Закона о социальных гарантиях произошло не повышение должностных окладов, а переход сотрудников органов внутренних дел на новую систему оплаты труда.

 

О порядке зачета времени нахождения на военной службе по призыву в стаж службы (выслугу лет) для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая
1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) – один день военной службы за два дня работы.

В то же время частью 1 статьи 14 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» определено, что стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, применительно к пенсионному обеспечению стаж государственной службы определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении соответствующих категорий государственных служащих.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе и исчисление стажа службы (выслуги лет) для назначения пенсии, регламентируются Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон о пенсионном обеспечении). В соответствии со статьей 1 Закона о пенсионном обеспечении его действие распространяется на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву. Согласно части второй статьи 18 Закона о пенсионном обеспечении время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лишь лицам, указанным в статье 1 Закона.

В соответствии с частью третьей статьи 18 Закона о пенсионном обеспечении порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона, определяется Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в абзаце первом пункта 5 Постановления от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» установило, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее – срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

Правомерность зачета военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в календарном исчислении за исключением особо оговоренных случаев подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 6 июня 2012 года по делу № АКПИ12-630.
 
О порядке исчисления выслуги лет сотрудникам ОМОН

Порядок исчисления выслуги лет сотрудникам, проходившим службу в подразделениях ОМОН, регламентирован пунктом 4 Постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г.
№ 941-54 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее – Постановление) и принятым в развитии его пунктом 4.3 приказа МВД России от 6 февраля 1995 г. № 016 «Об утверждении Перечня подразделений внутренних войск, органов внутренних дел и должностей, служба в которых в соответствии с Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г.
№ 941 засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях».

Пункт 4 Постановления определяет, что срок службы в подразделениях милиции особого назначения с 1 января 1991 года по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации, подлежит исчислению на льготных условиях из расчета 1 месяц службы за один и одну четверть месяца.

Названный Перечень, утвержденный приказом МВД России от 20 февраля 2003 г. № 016 «О внесении изменений в Перечень, утвержденный приказом МВД России от 6 февраля 1995 г. № 016», включает, в том числе, отряды милиции особого назначения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2004 г. № 422-30 в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941-54 внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 августа 2004 года сотрудникам, проходящим службу в подразделениях ОМОН, исчисление выслуги лет для назначения пенсии производится из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца.

В связи с этим периоды службы в подразделениях ОМОН до 1 августа 2004 года засчитываются на льготных условиях из расчета 1 месяц службы за один и одну четверть месяца, после 1 августа 2004 года – из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца.

О порядке присвоения квалификационных званий сотрудникам, имеющим ученую степень или ученое звание, и находящимся в отпусках по беременности и родам или по уходу за ребенком

В соответствии с подпунктами 2.1 и 2.2 Инструкции о порядке присвоения квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 10 января 2012 г. № 1 «Об утверждении Инструкции о порядке присвоения квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» (далее – Инструкция), квалификационное звание специалиста третьего класса присваивается сотрудникам, имеющим ученую степень кандидата наук либо ученое звание доцента, а специалиста второго класса – сотрудникам, имеющим ученую степень доктора наук или ученое звание профессора, без прохождения ими испытаний по профессиональной служебной и физической подготовке.

Учитывая изложенное полагаем, что юридическое значение имеет только наличие у сотрудника ученой степени или ученого звания вне зависимости от нахождения сотрудника в отпуске, в том числе и отпуске по уходу за ребенком. В связи с этим сотрудникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, может быть присвоено соответствующее квалификационное звание специалиста второго (третьего) класса. Квалификационное звание присваивается с даты присуждения ученой степени или присвоения ученого звания, но не ранее 17 апреля 2012 года – даты вступления в силу приказа
МВД России от 10 января 2012 г. № 1.

Какое специальное звание должно быть присвоено гражданину, имеющему специальное звание сотрудника милиции, при повторном поступлении на службу в органы внутренних дел?

В соответствии с частью 2 статьи 43 Закона о службе гражданину (сотруднику) присваиваются первые (очередные) специальные звания:

рядового полиции, рядового внутренней службы, рядового юстиции – при назначении на должность рядового состава, а также при зачислении в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме в должности курсанта, слушателя;

младшего сержанта полиции, младшего сержанта внутренней службы, младшего сержанта юстиции – при назначении на должность младшего начальствующего состава;

младшего лейтенанта полиции, младшего лейтенанта внутренней службы, младшего лейтенанта юстиции – при назначении на должность среднего начальствующего состава.

Однако при применении вышеуказанных положение Закона о службе необходимо учитывать часть 6 статьи 41 Закона о службе, согласно которой гражданину, поступившему на службу в органы внутренних дел, при назначении на должность в органах внутренних дел первое специальное звание присваивается в соответствии с замещаемой должностью, но не выше подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции, если он не имеет более высокого воинского звания или специального звания. Имевшие место (до 1 марта 2011 года) специальные звания милиции являлись специальными званиями сотрудников органов внутренних дел.

Таким образом гражданину, имеющему специальное звание сотрудника милиции, при повторном поступлении на службу в органы внутренних дел новое специальное звание полиции, внутренней службы, юстиции должно присваиваться с учетом ранее присвоенного специального звания милиции.

По вопросу о допустимых объемах учебной нагрузки.

В соответствии с частью 18 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием в МВД России определен Положением о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 14 декабря 2009 г. № 960 (далее – приказ № 960).

В то же время абзацем 2 постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. № 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» определено, что особенности работы по совместительству педагогических работников определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Особенности работы по совместительству педагогических работников определены постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (далее – постановление № 41).

Таким образом, при определении объемов учебной нагрузки сотрудников органов внутренних дел, занятых (привлекаемых) педагогической работой, следует руководствоваться приказом № 960, при определении объемов учебной нагрузки работников, занятых (привлекаемых) педагогической работой – постановлением № 41. Не считается совместительством выполнение сотрудниками органов внутренних дел преподавательской работы в объеме не более 240 часов (пункт 9 постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23 июня 1993 г. № 720 «О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации) и работниками – не более 300 часов (пункт 2 постановления № 41). При превышении указанных объемов должен заключаться трудовой договор (контракт) в соответствии с имеющимся штатным расписанием.

По вопросу назначения на должности, выполнение обязанностей по которым предусматривает административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях, лиц, не имеющих высшего профессионального юридического образования.

Частью 3 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г.
№ 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе) предусмотрено, что в число квалификационных требований к должностям среднего, старшего и высшего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях, входит наличие высшего профессионального юридического образования. В исключительных случаях и на условиях, устанавливаемых МВД России, на эти должности могут быть назначены лица, имеющие другое высшее профессиональное образование и опыт работы, позволяющий выполнять служебные обязанности.

В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона о службе служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел по замещаемой должности в органах внутренних дел определяются должностным регламентом (должностной инструкцией).


Полномочия должностных лиц органов внутренних дел по рассмотрению дел об административных правонарушениях определены статьей 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП). При этом частью 2 статьи 23.3 КоАП определены должностные лица, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных определенными статьями КоАП.

Согласно части 2 статьи 28.7 КоАП решение о проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП составлять протокол об административном правонарушении. В соответствии с частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях наделены должностные лица органов внутренних дел (полиции), то есть все сотрудники системы МВД России, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, установленном частью 4 статьи 28.3 КоАП, а не только те сотрудники, которые рассматривают дела об административных правонарушениях в соответствии со статьей 23.3 КоАП.

Таким образом, КоАП разделяет компетенцию по проведению административного расследования, рассмотрению дел об административных правонарушениях и составлению протоколов об административных правонарушениях. Сотрудники органов внутренних дел могут быть наделены как всеми указанными полномочиями, так и какими-либо из них.

Кроме того, необходимо учитывать, что административное расследование проводится в случаях, требующих значительных временных затрат, а также должно осуществляться наиболее квалифицированными сотрудниками. При наличии в соответствующем органе (подразделении) таких сотрудников отсутствие у некоторых из кандидатов на службу высшего профессионального юридического образования не препятствует их назначению на должности, выполнение служебных обязанностей по которым предполагает только составление протоколов об административных правонарушениях.

Исходя из изложенного, в соответствии с законодательством Российской Федерации, те должности, должностными инструкциями по которым предусмотрена обязанность по административному расследованию либо рассмотрению дел об административных правонарушениях, подлежат замещению лицами, имеющими высшее профессиональное юридическое образование, если иные исключительные случаи и условия не установлены нормативными правовыми актами МВД России (часть 3 статьи 9 Закона о службе). Отсутствие высшего профессионального юридического образования не препятствует замещению должностей сотрудниками, должностными инструкциями которых предусмотрена обязанность по составлению протоколов об административных правонарушениях и не предусмотрены обязанности по административному расследованию либо рассмотрению дел об административных правонарушениях.

По вопросу заключения дополнительных соглашений с сотрудниками, имеющими высшее профессиональное образование, заключившими контракт на неопределенный срок, направляемыми в образовательные учреждения для получения другого высшего профессионального образования.

В соответствии с частями 11 и 12 статьи 76 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе) с сотрудниками, имеющими высшее профессиональное образование, направляемыми в образовательные учреждения для получения другого высшего профессионального образования заключается в письменной форме дополнительное соглашение. В дополнительном соглашении предусматриваются условия, указанные в части 12 Закона о службе.

Правом устанавливать форму дополнительного соглашения МВД России Законом о службе не наделено. Дополнительное соглашение оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

По вопросу о предоставлении отпусков сотрудникам, проходящим службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе) сотруднику органов внутренних дел ежегодно предоставляется основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней, а сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 45 календарных дней.

Перечень местностей Российской Федерации с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, где сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставляются очередные ежегодные отпуска продолжительностью 45 календарных дней утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2001 г. № 48. В указанном перечне Вологодская область отсутствует, в связи с чем правовых оснований для представления сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу на территории указанного субъекта Российской Федерации, не имеется.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях» имеет иной предмет правового регулирования и порядок предоставления отпусков не устанавливает.

 

Подлежат ли увольнению со службы сотрудники, не прошедшие внеочередную аттестацию в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком, вышедшие на службу после  1 января 2012 года?

 

Вопрос о дальнейшем прохождении службы сотрудниками, не прошедшими внеочередную аттестацию в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком, приступившими к службе до окончания такого отпуска, может быть решен путем проведения в отношении них внеочередной аттестации в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 33 Федерального закона при решении вопроса о переводе сотрудника на вышестоящую или нижестоящую должность. При этом следует учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона должность в органах внутренних дел считается вышестоящей, если для нее предусмотрено более высокое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий - более высокий должностной оклад.

 

При назначении на какие должности в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О службе» обязательно наличие высшего профессионального юридического образования у сотрудника?

Наличие высшего профессионального юридического образования является обязательным для замещения сотрудниками следующих должностей в органах внутренних дел Российской Федерации:

1. Должности, выполнение обязанностей по которым дает право на установленные уголовно-процессуальным законодательством полномочия, связанные с расследованием или организацией расследования уголовных дел (дознаватели, следователи всех наименований, руководители органов дознания и предварительного следствия и их заместители).

2. Должности, в основной вид деятельности которых входит проведение антикоррупционных и правовых экспертиз. При этом наличие в должностных инструкциях сотрудников, замещающих должности в иных структурных подразделениях, обязанностей по проведению антикоррупционных и правовых экспертиз также предполагает у таких сотрудников обязательное наличие высшего профессионального юридического образования.

3. Должности в подразделениях полиции, в компетенцию которых входит в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации, входит рассмотрение дел об административных правонарушениях по перечню, указанному в пункте 1 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случаях, когда должностными инструкциями сотрудников замещающих (назначаемых на) эти должности, предусмотрена обязанность по административному расследованию либо рассмотрение дел об административных правонарушениях.

Отсутствие высшего профессионального юридического образования не препятствует назначению сотрудников на должности, выполнение обязанностей по которым предполагает только составление протоколов об административных правонарушениях.

Выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы в городе Москве курсантам из числа заместителей командиров взводов и командиров отделений.

В соответствии с пунктом 22 Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых выплачивается надбавка за особые условия службы, и размеров надбавки по этим должностям, утвержденного приказом МВД России от 19 декабря 2011 г. № 1259, размер ежемесячной надбавки за особые условия службы сотрудников, замещающих штатные должности курсантов в образовательных учреждениях МВД России, дислоцированных в г. Москве и Московской области, составляет 15 процентов должностного оклада.

В таком же размере устанавливается данная надбавка курсантам из числа заместителей командиров взводов и командиров отделений.

О включении в стаж службы в органах внутренних дел периодов работы в органах прокуратуры СССР (РСФСР)

Согласно пункту 7 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе) в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается период замещения гражданином должностей в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов. Аналогичная норма содержится и в абзаце четвертом пункта 11 Постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее – Постановление № 941).

Таким образом, указанные нормы предполагают зачет в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел для назначения пенсии только период замещения гражданином соответствующих должностей в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, а не прокуратуры СССР (РСФСР).

В то же время частью 1 статьи 96  Закона о службе установлено, что в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в соответствии с Законом о службе засчитываются периоды службы (работы), которые были ранее включены (подлежали включению) в установленном порядке в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел, а также периоды службы (работы) на должностях в этих органах в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Названная норма определяет правила исчисления стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел, а именно устанавливает, что в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются: во-первых, периоды службы (работы), которые были ранее включены (подлежали включению) в установленном порядке в стаж службы (выслугу лет), и, во-вторых, периоды службы (работы) на должностях в органах внутренних дел в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (то есть в порядке, установленном Постановлением № 941).

Действовавшее до вступления в силу Закона о службе Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-I (далее – Положение о службе), позволяло в соответствии со статьей 69 засчитывать сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в выслугу лет время их работы в прокуратуре на должностях, предусматривающих присвоение классных чинов. При этом согласно указанной норме в выслугу лет засчитывались время работы как в прокуратуре СССР (РСФСР), так и в прокуратуре Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. При этом Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил право законодателя вносить изменения в действующее правовое регулирование, оказывающие неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, обеспечивая, однако, соблюдение конституционных требований, в частности вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Верховный Суд Российской Федерации также придерживается мнения о сохранении за гражданами ранее приобретенных ими прав на пенсию.

Учитывая изложенное полагаем, что сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, которые до момента вступления в силу Закона о службе в соответствии со статьей 69 Положения о службе получили право на зачет в выслугу лет времени работы в прокуратуре СССР (РСФСР), указанное право в соответствии со статьей 96 Закона о службе и названными постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации сохраняется и после вступления в силу Закона о службе. При этом выслуга лет в прокуратуре для зачета в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел исчисляется с даты назначения на должность, предусматривающую присвоение классного чина прокурорского работника.

О порядке возложения на работников служебных обязанностей рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Возможность совмещения профессий работником предусмотрена Трудовым кодексом Российской Федерации. Согласно статье 602 Трудового кодекса Российской Федерации с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Доплата работнику при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, производится в соответствии со статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации.

В отношении сотрудников органов внутренних дел применяются нормы Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. № 621 «Об утверждении Положения о совмещении обязанностей на службе в органах внутренних дел Российской Федерации».

При этом в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» сотрудники органов внутренних дел наделяются властными полномочиями в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и имеют право применения мер принуждения в пределах, установленных федеральными законами, в связи с чем для выполнения задач работниками, возложенных на сотрудников органов внутренних дел, правовых оснований не имеется.

Таким образом, поскольку вопросы трудовой деятельности работников и сотрудников органов внутренних дел урегулированы разными нормативными правовыми актами и они обладают разным правовым статусом, полагаем, что для выполнения работником дополнительной работы в период отсутствия сотрудников путем совмещения профессий (должностей) правовых оснований не имеется. Вместе с тем возможно выполнение работником дополнительной работы по такой же профессии (должности) путем увеличения объема работ. При этом доплата за указанную работу производится на основании статьи 151 Трудового кодекса Российской Федерации.

О порядке присвоения квалификационных званий сотрудникам, имеющим ученую степень, ученое звание, почетное звание Российской Федерации, награжденным нагрудным знаком «Почетный сотрудник МВД», и находящимся в отпусках по беременности и родам или по уходу за ребенком

В соответствии с подпунктами 2.1, 2.2, 2.3., 2.4 Инструкции о порядке присвоения квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 10 января 2012 г. № 1 (далее – Инструкция), квалификационное звание специалиста третьего класса присваивается сотрудникам, имеющим ученую степень кандидата наук либо ученое звание доцента, специалиста второго класса – сотрудникам, имеющим ученую степень доктора наук или ученое звание профессора, специалиста первого класса – сотрудникам, награжденным нагрудным знаком «Почетный сотрудник МВД», мастер (высшее квалификационное звание) – сотрудникам, имеющим почетное звание Российской Федерации, без прохождения ими испытаний по профессиональной служебной и физической подготовке.

Учитывая изложенное, полагаем, что юридическое значение имеет только наличие у сотрудника ученой степени, ученого звания, почетного звания Российской Федерации, нагрудного знака «Почетный сотрудник МВД» вне зависимости от нахождения сотрудника в отпуске, в том числе и отпуске по уходу за ребенком. В связи с этим сотрудникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, может быть присвоено соответствующее квалификационное звание. Учитывая, что присвоение сотруднику квалификационного звания осуществляется при наличии его согласия и волеизъявления, квалификационные звания сотрудникам, имеющим ученую степень, ученую степень, почетное звание Российской Федерации, а также награжденным нагрудным знаком «Почетный сотрудник МВД», присваиваются с момента подачи соответствующего рапорта.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2018, МВД России